- Жребий
Решать посредством жребия неясные и запутанные вопросы было повсеместно распространенным обычаем. Израильтяне бросали жребий 1) при избрании козла отпущения в великий день очищения (Лев. 16:8), для подтверждения священства Аарона (Чис. 17), при разделе земли между коленами и родами (Чис. 26:55; Деян. 13:19), поэтому участки земли в Палестине, полученные через метание жребия, названы словом «жребий» (И. Нав. 15:1; Суд. 1:3); далее, для обнаружения преступников (И.Нав. 7:14; 1 Цар. 14:41 и т.д.; Срав.Иона 1:7); также при распределении службы в храме и служебных поручении (1 Пар. 24:5; Неем. 10:34; Лук. 1:9); жребий употребляли при служебных и частных спорах относительно собственности (Прит. 16:33; 18:18; Ис. 21:19; Мат. 27:35). О способе бросания жребия израильтянами мы ничего определенного не знаем. Предполагали, что они употребляли маленькие камешки (слово «гораль»-жребий — обозначает также маленькие камешки) различных цветов или с различными надписями, которые выбрасывали из урны на землю или в полу одежды. (См. Прит. 16:33; Лев. 16: 8). Некоторые предполагают, что урим и туммим были также камни, которыми пользовались для бросания жребия. Срав. 1 Цар. 14:36 и дал. — 2) У языческих народов жребии был очень распространен при принятии тех или других решений (Наум. 3:10; Есф. 3:7; Авд. 11). Особенный род жеребьевки мы встречаем у вавилонян: они употребляли стрелы, на которых писали имена городов, клали в колчан, перемешивали их, и вынутая стрела показывала им тот город, на какой они должны были напасть (Иез. 21: 21). Что-то подобное подразумевается, вероятно, у Ос. 4:12 под словами: «народ мой вопрошает свое дерево, и жезл его дает ему ответ»
Употребление жребия в христианской церкви имеет только один достойный внимания пример: Апостолы при избрании Матфея в число двенадцати на место Иуды Искариота бросили жребий (Деян. 1:26). Существует особая Братская община, которая приняла этот способ. Для права пользования жребием они поставили некоторые условия, а именно: 1) невозможность иным путем узнать волю Божию; 2) разбирать дело с молитвой и благоговением; 3) полнейшее послушание будущему решению.
Словарь библейских имен. 2014.